Пояснительная записка
С каждым днём изменяются представления о жизненных ценностях, о роли образования для будущего человечества. Сегодня основным смыслом и целью образования становится развитие личности. В концептуальных и нормативных документах развития общеобразовательной школы (Закон об образовании РФ, Концепция модернизации российского образования) в качестве приоритетных выделены такие цели, как самопознание, самоопределение личности, формирование умения делать ответственный выбор.
По меткому выражению Ю.В. Сенько, желаемым результатом образования сегодня выступает «человек образующийся».
Традиционная для детского сада «знаниевая» модель образования обладает весьма ограниченным потенциалом для решения названных задач. Именно поэтому всё большую популярность обретают подходы, технологии, методики, стоящие во главу угла не трансляцию информации, а накопление опыта, формирование умения самостоятельно мыслить и действовать. Специалисты различных областей образования всё чаще обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст («Дальтон-план», 1919 год, США).
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
В образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта.
Использование метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками позволяет поддержать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребёнка вопросы.
По словам Е. Хилтуен, старший дошкольный возраст – «одна из важнейших точек сенситивного периода развития социального чувства, когда для ребёнка становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых». В этот период формируется умение находить своё место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести вою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет. Среди них можно выделить:
- Возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
- Нерасчленённость на предметные области;
- Широкий спектр видов деятельности;
- Важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
- Возможность действовать в своём темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определённым партнёром, в группе);
- Возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Особый характер работы в рамках проекта позволяет ребёнку увидеть себя в контексте совместной деятельности, оценить своё личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели. Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценятся любые инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулируют взрослых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию. Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразование себя и окружающего мира являются одним из определяющих критериев успешности проектной деятельности.
Развивающий потенциал проекта, безусловно, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Именно грамотный выбор содержательного наполнения проектной деятельности определяет возможность развития психических процессов, формирования навыков, накопления практического опыта и расширения кругозора детей. Чаще всего учебный проект объединяет различные образовательные области и направления деятельности, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.
Общие принципы организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного компенсирующей направленности (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) нашли своё отражение в проекте «Мультфильм своими руками. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические, творческие задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Как правило, у детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности, слабая мелкая моторика. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, развить мелкую моторику пальцев и кистей рук работая над созданием персонажей (лепка, аппликация, рисование и.т.д) метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечёт в неё не только воспитанников, но и их родителей.
Актуальность данного проекта:
В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию создателей мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка.
Несомненно существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион» детей. Но если в раннем детстве можно контролировать качество фильмов, которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удастся полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушевшемуся на детей потоку информации, сформировать у них «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных мультипликаторами образов. Мультфильм – неизменный спутник современных детей. Это светлый сказочный мир, несущий в себе заряд добра, тепла и любви.
Основная цель работы над проектом: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющего собственный опыт создания мультфильмов. Познакомить детей с историей анимации и процессом создания мультфильмов, дать возможность почувствовать себя юными аниматорами, изготавливать декорации и персонажи своими руками, наблюдать за процессом съёмки и непосредственно участвовать в ней, развивать воображение и фантазию, творческие способности.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования целесообразно с дошкольниками широко использовать цифровые инструменты и возможности современной информационно-образовательной среды. Ориентировка дошкольников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени дошкольного образования.
В результате изучения теоретического материала мультипликации начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут первичные навыки работы с компьютером, умение фотографировать, копировать фотографии в программы, монтировать мультфильмы.
Дети подходят к оценке и выбору фильма совершенно по иному, когда сами выступают в роли созидателей мультфильмов. Юные мультипликаторы быстро учатся видеть идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие), разбираться в различных средствах передачи задуманного.
Вид проекта. Долгосрочный групповой, совместный детско-родительский, творческий, практико – ориентированный проект с вариативным результатом для детей 5-7 лет.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Суть проекта: Осваивая и используя навыки лепки, рисования, конструирования, выполнения аппликации и поделок из природного и бросового материалов, дети изготавливают персонажей и декорации для постановки сюжетов и съёмки мультфильмов.
Образовательные области проекта.
В работе над проектом «Мультфильм своими руками» осуществляется интеграция во все образовательные области. Работа по данному проекту проводится в рамках основной Общеобразовательной программы и распределяется согласно непосредственной образовательной деятельности. Таким образом, участие в проекте не становится для детей источником дополнительной нагрузки.
Познание. «Оживление сценария» мультфильма требует знакомства с миром природы, определять в какое время года будет происходить событие, закреплять знания о мире животных и растений.
Коммуникация и ЧХЛ. Отмечается существенное обогащение словаря детей за счёт описательных конструкций, оценочной лексики, образных выражений, пословиц. Развиваются такие функции речи, как регулятивная, коммуникативная, коммуникативно-личностная и рефлексивная.
Музыка. Подборка музыкальных произведений для мультфильмов.
Художественное творчество Развивать желание создавать декорации своими руками.
Социализация. Обсуждать, как одеты герои, в какое время происходит событие, какие эмоции и чувства испытывают персонажи, развивать средства передачи этих чувств.
Физическая культура и Здоровье. Включение игр и упражнений с имитацией движений животных на развитие пластики, двигательной активности, на развитие мелкой моторики, наблюдательности с целью применения знаний во время съёмки мультфильма.
Безопасность. Повторение правил поведения в природе, правил поведения с различными инструментами.
Исходя из поставленной цели и сути проекта были сформулированы следующие задачи.
Задачи проекта
- Познакомить детей с современной компьютерной информационной технологией – мультимедиа;
- формировать представление о художественном образе мультфильма как продукта коллективной творческой деятельности;
- обучить в работе в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмену информацией, планированию различных видов художественно – творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью, и.т.д.)
- формировать умение понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), на основе которого создаётся мультфильм;
- познакомить детей с процессом фотосъёмки и элементарными правилами пользования фотоаппаратом;
- формировать представления о переносе отснятого материала на компьютер;
- развивать творческие способности, внимание, активность на всех этапах работы, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитать наблюдательность, трудолюбие, бережное отношение к продуктам совместного творчества.
Для осуществления задуманного проекта по созданию мультфильма необходима серьёзная теоретическая и практическая подготовка.
Предварительная работа.
- познакомить с мультипликацией и историей её возникновения
- познакомить с профессиями людей, которые участвуют в создании мультфильмов (сценарист, режиссёр-мультипликатор, (аниматор), художник, оператор, актёр, композитор, продюсер)
- познакомить с различными видами мультипликации: рисованные, пластилиновые, кукольные
- рассказать о правилах пользования аппаратуры и об основных этапах создания мультфильма.
Основные этапы создания мультфильма.
- написание сценария, составление списка персонажей сказки и определение последовательности их действий;
- подбор готовых или самостоятельное изготовление героев и декораций;
- придумывание реплик для героев в соответствии с общим сюжетом;
- покадровая съёмка;
- компьютерная обработка отснятого материала
- добавление записи голоса к видеоряду (озвучивание), передача особенностей характеров героев с помощью интонационно – образной речи
- комбинация музыкального сопровождения и текста (титров)
Организация деятельности детей по созданию мультфильма предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы работы.
Участие детей в проекте «Мультфильм своими руками» это стимул для выполнения операций по освоению навыков в художественном творчестве. Высокий уровень заинтересованности поддерживается благодаря соблюдению ряда принципов.
- сохранение атмосферы радости, творчества, доверия, взаимопомощи.
- обеспечение участникам проекта возможности реализовать свои объективные потребности в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании, получить удовлетворение от совместной работы и порадоваться её результатам.
- использование на занятиях и дома широкого спектра видов деятельности, выделение при подведении итогов(занятия, месяца, проекта, конкурсов) множества номинаций, отражающих разные направления личностного становления, роста мастерства. Это обеспечит возможность быть успешными в чём – либо всем участникам проекта.
- основной упор делается не на достижение быстрых результатов, а на развитие интереса к предлагаемым видам деятельности, развитие общеучебных навыков, рефлексивной сферы, поиск детьми собственных путей совершенствования в творчестве, коммуникациях.
- принципы оценки результатов обсуждаются заранее, ребята оценивают свою работу самостоятельно, чаще всего в сравнении со своими вчерашними результатами. Обсуждается не только практический результат, но и степень участия в общей работе, конструктивность и продуктивность взаимодействия. Особо ценятся творческий подход и оригинальность идей.
- проект «Мультфильм своими руками» предполагает постепенный рост степени самостоятельности детей во всех видах деятельности. Соблюдение порядка формирования навыков, обеспечивающих ребёнку возможность самостоятельно действовать на каждом этапе работы.
Результатом участия в проекте
- становятся раскрепощение мышления
- развитие творческого потенциала
- формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах
-совершенствование навыков общения и социализация.
Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают не с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж). Работая вместе со взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делают нравственный выбор. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ – ресурсов у обучающихся будут формироваться универсальные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в школе.
|